Биографии

Поделиться в соц сетях

Династия художников Осиповых-Федоровых

Династия художников Осиповых-Федоровых насчитывает сто лет: в 1903 году старший, Александр Ефимович Осипов (1892-1981), сын крестьянина Кашинского уезда Тверской губернии, начал свою жизнь в искусстве, поступив учеником в иконописную мастерскую. Его родной правнук Даниил Федоров закончил недавно художественный факультет Московского Государственного педагогического университета. Между ними — два «средних» поколения: Владислав Георгиевич Федоров (1924-1993), его жена Тамара Александровна Осипова (1924-1989) и их дочь, художник по костюмам Мария Федорова.

Пятерых художников четырех поколений, при различности дарований, жанров и живописных манер, объединяет едва уловимое общее дыхание. Оно проявляется то в особом, «осиповском», всплеске мазка, прорывающемся и в этюде его дочери, и в эскизе внучки, и в натюрмортах правнука. А также в особом ритме, классически-размеренном, но вдруг сломанном, нарушенном какой-то уж слишком смелой линией, ярким всполохом необычного цвета. И еще — в покоряющей искренности: писали, как дышали, как говорили — тихо, но в то же время ни на кого не оглядываясь. Тишина — особое качество этих художников. Все они представители лирической линии в нашем искусстве. Старшие поколения династии получили замечательное художественное образование. Александр Ефимович Осипов окончил Школу Общества поощрения художеств, занимаясь под руководством Н.Рериха и А.Рылова, и Петербургскую Академию художеств. Тамара Осипова и Владислав Федоров были однокашниками по Суриковскому институту, который они закончили по самой престижной в те годы мастерской, возглавляемой Сергеем Герасимовым. Герасимов брал к себе только самых талантливых. Владислав Федоров ходил у него в отменных колористах. Действительно, этот художник работал всегда на очень тонких, усложненных цветовых сочетаниях, умело создавая живописное напряжение, усиливающее эмоциональный эффект от картины. В работе «Возвращение стада» (1970-е годы) жанровая сцена приобретает монументальное звучание благодаря контрасту тонов оранжево-красного и бирюзового, создающему эффект теплоты, разлитой по земле заходящим солнцем. Темпераментный мазок, иногда — красочный «удар» по холсту — и при этом ничто не выходит за границы «чувства меры». Ему удивительно точно удавались световые эффекты: солнечные лучи, заливающие траву на летней поляне и светящиеся сквозь листву, свинцовый свет пасмурного дня, фосфорисцирование воды на реке в хмурую погоду. Особенно часто встречаются у него «пред-состояния»: тишина перед закатом, последние минуты перед восходом, самое начало осени, первые признаки весны… Неслучайно его коллегам казалось, что его работы всегда чуть-чуть не окончены. Но советам «пройтись по холсту еще разок» он упорно не внимал. Может быть, поэтому не сделал карьеры: он шел своим собственным путем, не желая ни в чем отходить от собственных представлений о художественной правде. Один из его «Автопортретов» находится в Третьяковской галерее. Выражение лица и мягкое и волевое одновременно, цвет — почти классический, если бы не тончайшие сдвиги то в холод, то в теплоту. Палитру жены Федорова, Тамары Осиповой, Сергей Герасимов называл «перламутровой». Удивительно, как близки были их работы в конце жизни: разные темпераменты в юности давали себя знать и в мазке, и в композиции — более энергичных и активных у Федорова и изысканно-созерцательных у Осиповой. Но в зрелости их манеры сблизились настолько, что на первый взгляд можно перепутать, где — кто. Но только на первый взгляд — колорит, глубокий и насыщенный у Федорова, и светлый, воздушный у Осиповой, — сохранялся у каждого свой. Тамара Осипова начинала как маринист. В этом она шла за отцом, который любил писать вздыбленные волны Финского залива, туманные берега Невы, холодные ветреные ясные дни на Балтике. Такими же, как у отца, смелыми и легкими, только еще более открытыми мазками она передавала движение волн, напряжение натянутых парусов, беспокойную рябь на воде, опрокинутое в море небо. Известность пришла к Тамаре Осиповой, когда она стала работать в Большом театре. Писала Галину Уланову, Екатерину Максимову, Владимира Васильева, Наталью Бессмертнову, Мариса Лиепу, Майю Плисецкую. На персональной выставке художницы, приуроченной к 200-летию Большого театра (1976), Марис Лиспа сказал, что по артистичности и выразительности ее искусство сродни искусству балета. Длинные ноги балерины в розовых атласных туфельках пересекают холст по диагонали. Ломкие руки — под острым углом. В точных жестковатых линиях угадываются черты «сурового стиля». Это их, шестидесятников, сбывшиеся и несбывшиеся надежды, их затаенная нежность — их время — в каждом взмахе кисти. Время… Каждое поколение династии Осиповых-Федоровых — в своем времени. В каждом, как в точечном фокусе, — целая эпоха. Почти сто лет, весь XX век: в 1903-м взял кисть в руки старший, «академик», на рубеже тысячелетий бьется над извечной проблемой цвета и света юный Даниил, отважившийся сейчас, в потоке постконцептуальных течений, давно уже отошедших от традиционной пластики, найти свой путь в живописи — путь, требующий мужества и большой веры в свою правоту. Абсолютно творчески самостоятельна и его мать — Мария Федорова, чья свобода тщательно оберегалась талантливыми родителями, окружившими ее атмосферой, в которой писать красками было так же естественно, как говорить и дышать. Впервые работы Маши были опубликованы, когда «художнице» было пять лет: ее рисунками иллюстрировалась тогда одна из книг Корнея Чуковского. Не от этой ли свободы происходит ощущение непрерывного праздника, которым лучатся все ее листы и холсты — от великолепных костюмов, в которых буйная фантазия переплетается с глубоким знанием традиции, — до изысканных, небольших по формату живописных опусов. От матери она унаследовала утонченный вкус, от отца — смелость, с которой работает яркими оттенками, — смелость, происходящая от генетически воспитанного чувства цвета.

Династия Осиповых-Федоровых — это пять художников четырех поколений в одной семье. Родоначальник династии художников — Александр Ефимович Осипов (1892—1981). Второе поколение — его дочь Тамара Александровна Осипова (1924—1989) и ее муж Владислав Георгиевич Федоров (1924—1993). Третье поколение — их дочь Мария Владиславовна Федорова. Четвертое — сын Марии Даниил Юрьевич Федоров.
Художники представляют разные направления реалистической школы живописи: академическое — А. Осипов, импрессионистическое, свойственное для московской школы живописи — Т. Осипова и В. Федоров. М. Федорова работает в различных жанрах искусства, ориентированных на декоративное преобразование среды. Творчество Д. Федорова отражает полистилизм мышления, характерный для современного искусства.
Вклад мастеров этой династии в русское искусство ХХ века трудно переоценить. Каждый из ее представителей, обладая яркой творческой индивидуальностью, создал свой пластический язык. Запоминающиеся пейзажные образы Александра Осипова и Владислава Федорова воплотили прелесть русской природы. Тамара Осипова прославилась своими картинами и рисунками на тему балета. Мария Федорова продолжает традиции театрально-декорационного искусства начала прошлого века; она создала индивидуальный художественный стиль на основе переосмысления русского народного искусства.
Учеба в самых престижных вузах своего времени – Петербургской императорской академии художеств и Московском художественном институте имени Сурикова – стала блестящим фундаментом для творчества всей династии Федоровых. Художники восприняли традиции национальной школы от своих знаменитых учителей – Николая Рериха, Алексея Рылова, Сергея Герасимова, Веры Фаворской, Ивана Чекмазова, Василия Почиталова. Те, в свою очередь, учились у Константина Коровина, Сергея Иванова, Роберта Фалька, Александра Куприна.
Представители династии были участниками крупнейших выставок советского периода – всесоюзных, республиканских, московских, зарубежных. И в новом тысячелетии работы Даниила и Марии Федоровых экспонируются на престижных выставках изобразительного искусства в Москве и за рубежом. А с 1994 года они реализуют проект «100 лет династии художников Осиповых-Федоровых».

Большой интерес представляет разнообразие жанров в творчестве мастеров династии: тематическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт, декоративная композиция, театральный эскиз. А. Осипов, Т. Осипова, В. Федоров и М.Федорова работали в области книжной иллюстрации, оформляя книги Агнии Барто, Корнея Чуковского, Любови Воронковой. Эти работы были знакомы всем детям СССР.
Статьи о творчестве художников династии Осиповых-Федоровых публиковались в журналах «Русское искусство», «Наше наследие», «Художник», «Декоративное искусство», «Москва», «Балет». В Советском Союзе произведения репродуцировались в массовых изданиях, таких как газета «Правда», журналы «Огонек» и «Советская женщина», издавались в виде художественных открыток многотысячными тиражами.
Произведения мастеров хранятся в Третьяковской галерее, Музее Большого театра, Московском музее современного искусства, региональных музеях России, музеях, галереях и частных коллекциях многих стран мира.
Сегодня коллекция живописи, графики, а также архивы семьи, работавшей в искусстве в течение всего ХХ века и продолжающей работать в настоящее время, представляет большую историко-художественную ценность.

Александр Ефимович ОСИПОВ

(1892-1981)

Александр Ефимович ОСИПОВ родился в 1892 г., художественное образование получил в Петербурге, Родители его – жители деревни Кашинского района бывшей Тверской губернии — занимались земледелием. Одиннадцатилетним мальчиком после окончания сельской школы он был привезен в Петербург и определен в иконописную мастерскую, а затем в 1905 г. поступил в Школу общества поощрения художеств. Здесь, занимаясь под руководством преподавателей во главе с Н. Рерихом и А.Рыловым, художник получил твердые и прочные основы рисунка и прошел хорошую школу живописи. Окончив училище в 1915 г. поступил в Академию художеств, где учился у профессоров Г.Залемана, А.Маковского и И.Творожникова. Его рисунки 20-х годов отличаются большим мастерством, лаконичностью, остротой и отточенностью штриха. Об этом можно судить по первым его выставкам 1926-1928 гг., устроенным объединением “ИСТР” (“Искусство – трудящимся”). О серьезных успехах в живописи свидетельствуют портреты 30-х годов. Портрет М.С.Осиповой (1935 г.) отличается уверенным, крепким рисунком и большими живописными достоинствами.

В 1939 г. А. Осипов был принят в Московскую организацию Союза художников. Отдавая большую часть времени педагогической деятельности (1920—1945 гг.), он одновременно работает как художник-корреспондент “Комсомольской правды” и других газет, занимается плакатом, книжной графикой и иллюстрацией различных изданий.

С 1950 г. А.Осипов усиленно занимается живописью, пишет этюды на улицах Москвы, собирает материал для задуманного цикла “Москва строится”. К этому времени относится один из лучших его пейзажей “В Краснопресненском парке”.

С 1960 г. А. Осипов много и успешно работает на творческих дачах, в командировках — в Закарпатье, на Украине, в Крыму, на Кавказе — создает интересные серии этюдов. Из Молдавии привозит этюды для картины “Сбор яблок”. В Прибалтике собран обширный материал из жизни рыбаков, на основании которого написаны “Рыбаки”, “Клайпеда”, “Судоремонтный завод”. Эти работы дают ему право участвовать на Всесоюзной выставке художников-маринистов в 1961 г. Он участник выставки, посвященной пограничникам (1963 г.), выставок “По родной стране” и “Памятники истории и культуры в произведениях московских художников” (1967 г.).

В 1973 году состоялась серия персональных выставок А.Осипова в залах Союза художников в Москве.

Осипов-родоначалышк династии художников Осиповых и Федоровых. Выставки этой семьи с успехом прошли в Москве (1994, 1995, 1999 гг.) и в США (1995, 1997, 2002 гг.).

Произведения А.Е.Осипова хранятся в Государственном историческом музее, в Государственном музее революции, Институте физики Академии наук СССР, в Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова, а также в частных коллекциях в России и за рубежом: в Великобритании, США, Италии, Франции, Болгарии и других странах.

“…Смелые, четкие мазки передают холодные вздыбленные воды Балтики и окутанные туманом причалы Клайпеды. Спокойные воды Невы, закованные в гранит, отражают строгую архитектуру Ленинграда. Тают в сиреневой дымке набережные, скульптура четким силуэтом вырисовывается на фоне неба, золотой купол Исаакиевского собора то здесь, то там появляется в ленинградских этюдах. С теплотой и любовью пишет город своей юности Александр Ефимович.

Свежестью и влажным воздухом наполнены весенние этюды, написанные нf Cтарой Ладоге и в Тарусе. “Голубой ручей” и “Река в Переславле” привлекают искренностью и непосредственностью восприятия. Много работает художник и над московскими пейзажами.”

С. Черкизян. “Живопись и графика А.Е.Осипова”. 25 сентября 1973 года. Московский художник.

Тамара Александровна Осипова

(1924 -1989)

Родилась в Москве в семье художника А.Е.Осипова, В 1939 году поступила в Московскую среднюю художественную школу – МСХШ. Во время войны в эвакуации в Башкирии напряженно работала, не страшась морозов. Ее работы особенно нравились Г.М.Шегалю.

В 1944 году поступила в Московский государственный институт им. Сурикова, где училась у Д.К.Мочальского, В.В.Фаворской, И.И.Чекмазова, С.Н.Костина. Во время пленэрной практики в Крыму в деревне Козы Тамара проявила себя как тонкий колорист. Последние курсы прошли в мастерской профессора С.В.Герасимова. Дипломная работа “Нахимовцы” определила одну из любимых тем Осиповой – морскую стихию. Свою творческую жизнь она начала как художник-маринист, писала на Черном, Азовском, Балтийском морях. Палитру художника С.В.Герасимов называл “перламутровой”.

В пятидесятые и шестидесятые годы мастер увлекается темой фигурного катания, а с конца шестидесятых годов основное место в ее творчестве занимает тема балета. На основе живых набросков, сделанных в репетиционных залах и на спектаклях Большого театра, автор создает живописные полотна, посвященные творчеству Г.Улановой, Е.Максимовой, В.Васильева, Н.Бессмертновой, МЛиепы, М.Плисецкой, С.Радченко и других.

Выступая на открытии выставки Т.А.Осиповой в ЦДРИ, посвященной 200-летию ГАБТа, Марис Лиепа сказал, что по своей выразительности и легкости ее искусство сродни самому искусству балета. Член МОСХа с 1950 года, Осипова участвовала во всех значительных выставках: московских, российских, зональных, всесоюзных выставках “Физкультура и спорт”, маринистов, “Художники России – детям”. После смерти автора работы экспонировались на аукционе Друо-Ришелье в Париже (1991) выставках в Доме Правительства РФ (1996), “Муж и жена” (1996, Москва), выставках “Династия Осиновых и Федоровых” в Москве (1994, 1995, 1999) и в США (1994, 1995, 1997 – 2002). Основные работы: “В свободную минуту” (1954), “Порт Ялта” (1956), “Утро” (1958), “Весна” (1958), “За кулисами. Г.Уланова и Е.Максимова на репетиции” (1967), “Портрет балерины” (1967), “Галина Уланова. Репетиция” (1969), “Успех” (1969), “Щелкунчик” (1970), серии графических работ “Фигурное катание”, “За кулисами Большого театра”. Произведения Т.Осиповой хранятся в Музее Большого театра, других музеях страны, частных коллекциях во Франции, Великобритании, США, Швеции. Тамара Осипова была красивой и обаятельной женщиной. Она до конца сохранила восторг, непосредственность и радость жизни. Этими чувствами проникнуты ее работы.

Владислав Георгиевич Федоров

(1924-1993)

Родился в Туле. С детства любил рисовать, занимался во Дворце пионеров. В 1939 году поступил в первую художественную школу открывшуюся в г.Москве — МСХШ, был одним из лучших учеников В.В.Почиталова и уже в 1941 году участвовал своими натюрмортами на выставке школы на Кузнецком мосту.

В 1942-1943 годах воевал на Западном фронте. Вернулся в школу, которая была в эвакуации в Башкирии и по окончании ее в 1944 году поступил в Московский государственный* институт им. Сурикова, где учился у В.В.Почиталова, Н.Х.Максимова, С.Н.Костина. Последние курсы прошли в мастер

ской профессора С.В.Герасимова под руководством которого была написана дипломная работа “Первенец”, определившая одну из основных тем творчества В.Г.Федорова — материнство.

По окончании института было увлечение романтикой моря, пейзажи и картины экспонировались на выставках маринистов.

Федоров много ездил по стране, писал на Украине, Дальнем Востоке, в Крыму, Закавказье, на Валааме, в Москве. Самым любимым и дорогим художнику было село Протасово Тульской области, куда он регулярно возвращался и где увлеченно работал последние двенадцать лет своей жизни. Член МОСХа с 1956 года, Федоров участвовал на всех значительных выставках, московских, российских, зональных и всесоюзных, выставках “Земля и люди”. Особенно значительно он выставился на “Выставке 23-x выпускников МСХШ в 1978 году на Кузнецком мосту в Москве, в 1990 и 1991 годах на аукционе Друо-Ришелье в Париже “Русская традиция”. Уже после смерти художника его работы экспонировались на выставках в Доме Правительства РФ (1995, 1996), выставках семьи художника “Династия Осиповых и Федоровых” в Моск

ве (1994, 1995, 1999) и в США (1995, 1997 – 2002) на выставке “Муж и жена” (1996, Москва), “И мастерство и вдохновенье” (1996, Москва), на выставках галереи “Les Oreades” (1997 и 1998, Москва).

Основные работы В. Г. Федорова:
«Первенец» (1950), «Лодки» (1956), «Азовское море» (1958), «Солнечная осень» (1959), «Портрет художника Костина» (1959), «Над рекой. Вечер» (1961). «Портрет отца» (1968), «Въезд в деревнк» (1976), «Захолодало» (1977), «Телятница» (1977), «Автопортрет» (1970-е годы), «Возвращение стада» (1970-е годы), «Мирное небо» (1984), «У зеркала» (1985), «В саду» (1993).

Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, других музеях страны, частных коллекциях в России, Греции, Франции, США, Японии, Италии.

Мария Владиславовна Федорова

Мария Владиславовна Федорова – художник театрально-декорационного искусства, работает в области театрального костюма. Основной темой ее творчества стало создание костюмов на основе русских национальных традиций.

В 1952 году родилась в семье художников-живописцев Т.А. Осиновой и В.Г.Федорова.

В 1974 году окончила факультет прикладного искусства Московского текстильного института с отличием. Училась у Ф. Антонова, Е. Зерновой, О.Чистякова. Характерной особенностью Федоровой является то, что она сумела вобрать в себя все, что получила от своих учителей, органично соединив тонкое чувство формы и цвета, знание пластических свойств материала, технологии создания модели и умение современно мыслить.

С 1974 по 1982 год работала в Общесоюзном Доме моделей одежды, участвуя в создании направления моды и моделей для промышленности. В 1978 году вступила в Союз художников. С 1972 года участвует в московских, зональных, российских, всесоюзных, международных и зарубежных выставках. Своеобразие почерка Федоровой основано на чутком понимании и развитии традиций русского национального искусства. Причем имеется в виду не поверхностное подражание или слепое копирование, а творческое переосмысление, умение взять главное и подчинить его своей идее и форме. Сценический костюм Федоровой всегда активен, призван не только украшать исполнителя, но и помогать раскрытию образа. Сочетание покроя, цвета, орнамента передает чувства и душевные порывы, характер и темперамент персонажа. С 1979 года она является художником “Государственного ансамбля танца России” (художественный руководитель Тамара Лукьянова), с 1980 года создает костюмы для ансамбля “Русская песня” под руководством Надежды Бабкиной. Федорова оформляла программы оркестра русских народных инструментов “Боян”, ансамблей “Миф”, “Воскресение” и других. Эти коллективы успешно гастролируют в нашей стране, странах СНГ и за рубежом. Они побывали на всех континентах земного шара. В Московском драматическом театре им К.С.Станиславского она работала над костюмами к спектаклю В.Мережко “Женский стол в Охотничьем зале”, создала костюмы к балету “Демон” на музыку Скрябина в постановке артистов Большого театра. Серии графических работ – эскизы костюмов Марии Федоровой находятся в собрании музея Большого театра, музее музыкальной культуры им.Глинки, музее Мирового океана в Калининграде. Её произведения были приобретены Министерством культуры СССР, Объединением “РОСИЗО”, Союзами художников СССР, РСФСР и Москвы. Ряд произведений хранится в частных коллекциях в России и за рубежом. Модели одежды “Золотая моя Москва” были отмечены дипломом 15-й выставки молодых художников в 1983 году; в 1985 году Федорова была награждена серебряной медалью ВДНХ за эскизы и костюмы для “Ансамбля танца России”; в 1986 году получила диплом за лучшую работу по художественному фонду СХ России (эскизы костюмов и декораций к хореографической постановке “Ярмарка”), “Весенний салон-93” принес дипломы за художественную разработку костюмов для “Государственного ансамбля танца России” и за романтизм и поэзию художественного образа (триптих “Птица Сирин”), на “Весеннем салоне-98” диплом получили исторические персонажи – Екатерина II и Лефорт (скульптор – Н.Стогова).

Даниил Фёдоров

Член товарищества живописцев Московского союза художников

9 марта 1979 года родился в Москве в семье художников. Его прадед А. Е. Осипов, дед В. Г. Фёдоров и бабушка Т. А. Осипова были живописцами. Мать М. В. Фёдорова, работает в области тетатрально-декорационного искусства. Первые уроки рисунка и живописи получил в семье.

1993-1994 Учился в средней художественной школе 1. 1994-1995 Занимался у профессора Московского государственного института им. Сурикова Б. Н. Кокуева. 1996 Поступил на художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета. 2001 Окончил его с отличием. Учился у профессоров В. А. Игошева, Е. В. Шорохова. Дипломная работа “Колористическое и композиционное рещение тематического натюрморта”. Серия натюрмортов. 2004 Вступил в Товарищество живописцев Московского союза художников. С 1983 года участвует в выставках, в том числе молодежных, групповых и зарубежных. Молодежные: 1999 – 22-я молодежная выставка. Дом художника (Москва). 2000 – 23-я молодежная выставка. Дом художника (Москва). 2001 – Российская моллодежная выставка. ЦДХ (Москва). 2004 – “Молодежная – 24”. МОСХ России (Москва). Групповые выставки династии Осиповых – Фёдоровых (А. Е. Осипов, Т. А. Осипова, В. Г. Фёдоров, М. В. Фёдорова, Д. Ю. Фёдоров): 1994 – Галерея “особый дар” Союза женщин России при участии Московской организации Союза художников и СХ России. 1995 – Культурный центр Собора Святой Троицы (Сан-Франциско, США). 1997 – Университет штата Индиана (Саут-Бенд, США). 1999 – Российский фонд культуры (Москва). 1998 – 2000 – Галерея “Русский ренессанс” (Вудсток, Вермонт, США). 2002 – “100 лет династии Осиповых-Федоровых”. Российский культурный центр посольства РФ при участии Государственного музейно-выстовочного центра РОСИЗО (Вашингтон, США). 1999 – “Моя семья”. Участники: Переяславцы, Рерихи, Рукавишниковы, Осиповы – Фёдоровы и др. Павильон “Культура”, ВВЦ (Москва). 1997 – Галерея “Салон художников” (Элкарт, Индиана, США). 2001 – “Атриум”. Отель “Балчуг Кемпински” (Москва). 2004 – Выставка членов МОСХ посвященная Дню города. Выстовочный зал МОСХ (Москва). 2004 – Выставка победителей Всеросийского конкурса молодых художников им. П. М. Третьякова. Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус (Москва). 2004 – Присуждена государственная степендия Министерства культуры РФ 2005 – Работы “Музыка в доме” (2001), и “Осень в Ленинских горках” (1999) помещены в Тульский музей изобразительных искусств. Произведения Даниила Фёдорова находятся в постоянной экспозиции Российского культурного центра Посольства РФ (Вашингтон, США), в МПГУ (Москва), частных коллекциях в России и зарубежом. Его творчество освещалось в прессе (журналы “Наше наследие”, “Художник”, газета “Изограф”, книги “Искусство России – 2002”, “Искусство России – 2004”). Сюжет о его творчестве был показан в рубрике “Свое дело” передачи “Деловая Москва”.